Памяти защитников Ярцева
Ярцевский истребительный батальон
Сейчас уже никто не отрицает положительную роль этих добровольческих военных формирований в Смоленском оборонительном сражении лета-осени 1941 года. Истребительные батальоны на Смоленщине создавались на подъеме колоссального патриотического порыва нашего народа, когда после объявления в 12 часов дня по радио о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, военнообязанные и допризывная молодежь буквально заполонили военкоматы.
Газета «Рабочий путь» от 23-го июня 1941 года № 146 под лозунгом на первой странице «Родина в опасности» даёт подборку отчетов с патриотических митингов, прошедших в Смоленске в первый же день войны.
По зову сердца
В Ярцеве в этот воскресный день, как вспоминал позже секретарь парткома прядильно-ткацкой фабрики Г.В. Цыганков, в Городке на берегу Вопи проходила молодёжная массовка, куда он и поехал проводить митинг. После кратких выступлений все разошлись за документами, чтобы идти в военкомат. На следующий день 23-го июня уже провожали на фронт несколько сот рабочих и служащих фабрики, которые влились в 64-ю стрелковую дивизию. Как позже вспоминал лектор горкома партии А.Г. Шиколин, работавший в те дни в военкомате, многие приходили добровольно, без повесток, требуя, чтобы их немедленно отправили на фронт.
На шестой день войны 28 июня 1941-го, на заседании бюро Смоленского обкома ВКП(б) с единственным вопросом «Об эвакуации Смоленска и проведении срочных работ по его обороне», вторым пунктом в Постановлении узаконили создание истребительных батальонов.
(ПАСО, ф.6, оп.5, д.336, л. 3-4).
Но сразу же возник вопрос об их вооружении, который был решен первым секретарем обкома Д.М. Поповым с руководством Западного фронта на восьмой день войны. Были расконсервированы резервные склады оружия на железнодорожной станции Смоленск, где оружия было достаточно не только для районных истребительных батальонов Смоленска.
Комбат Петров
В первых числах июля 1941-го один из товарных эшелонов с оружием пришёл на железнодорожную станцию Ярцева. В начале июля в Ярцеве были созданы городской и районный штабы обороны, которые возглавили первые секретари горкома и райкома партии Ф.В. Кузнецов и Т.Х. Кондрашкин. В начале июля совместным решением штабов обороны и был создан Ярцевский истребительный батальон. Его командиром был назначен военком майор И.А. Петров, бывший ткач из Иваново-Вознесенска, участник гражданской войны, окончивший курсы переподготовки комсостава и прошедший аттестацию по новому воинскому званию — майор. Это был грамотный, энергичный и решительный военный специалист, который прекрасно ориентировался в обстановке и понимал, как мало у него осталось времени для создания обороны города, потому что в Ярцеве в это время не было никаких воинских частей.
Комбат начал с того, что включил в создаваемый батальон молодёжный отряд прядильно-ткацкой фабрики и поставил задачу — охрана и патрулирование самой территории фабрики и левобережья реки Вопь. Кроме того И.А. Петров включил в батальон военизированную охрану железнодорожной станции и стратегических мостов — железнодорожного и автомагистрального. Основные оборонительные рубежи для батальона комбат наметил по левому берегу Вопи, оставив на правом берегу хорошо вооруженный отряд охраны складов и путей железнодорожной станции, у которого была установлена постоянная телефонная связь со штабом батальона, размещавшемся в здании милиции по улице Советской.
Круговая оборона
Помимо борьбы с диверсантами, основной задачей своего батальона И.А. Петров считал организацию обороны города и стратегических мостов через реку Вопь со стороны Западного направления. Поэтому он незамедлительно стал создавать круговую оборону в окопах полного профиля на предмостьях Шумного моста по улице Советской и у зданий милиции и Госбанка. На вторых этажах этих строений были размещены станковые пулеметы, чтобы флангирующим огнем отсекать пехоту противника и не допускать врага ко всем трем мостам — Шумному, железнодорожному, автомагистральному. Здесь были размещены основные силы батальона.
Молодёжную роту комбат разместил в здании 1-й начальной школы с переводом на казарменное положение и с установкой на втором этаже школы становых пулеметов, контролирующих подходы к железнодорожному и автомагистральному мостам.
(Из воспоминаний бойца молодежной роты А.Б. Секирина).
И все же для всех в городе было полной неожиданностью появление на его западных окраинах к вечеру 15-го июля мотоциклетной разведки немецких десантников из германского элитного авиадесантного корпуса «Кондор».
«Кондор»
Когда в ночь на 16-е июля в штаб батальона по телефону командир пристанционного истребительного отряда сообщил о боестолкновении с вражеской мотоциклетной разведкой, которая пулеметным огнём была рассеяна, там решили, что имеют дело с незначительным диверсионным отрядом противника. И на рассвете 16-го июля для ликвидации, как полагали в штабе батальона, вражеского диверсионного отряда, был направлен отряд бойцов, состоявший из работников военкомата, милиции, участников финской зимней кампании, у которых помимо винтовок было с десяток ручных пулеметов Дегтярева.
Как вспоминал потом участник этого боя, заместитель председателя райисполкома Г.Е. Трофимов, при подходе к деревням Пологи и Кузьмино их встретили плотным автоматным и миномётным огнём. Затем появились немецкие штурмовики. И отряд был вынужден отступить на исходные позиции к штабу батальона.
После доклада по телефону в штаб обороны города вступил в силу (ввиду сложившегося положения) план эвакуации штабов и городского руководства через Ольхово по направлению к Засижью. Все руководство обороной города было возложено на комбата истребительного батальона И.А. Петрова.
Бой у трех мостов
С утра 16-го июля немецкая штурмовая авиация непрерывно атаковала основные позиции батальона у зданий милиции и Госбанка, зажигательными бомбами она подожгла деревянные дома жилкооперации по улицам Советская и Кооперативная. На бреющем полете авиация врага расстреливала женщин, стариков и детей, толпы которых по улице Советской бежали в сторону Ульховской церкви святых Петра и Павла. Но примерно до полудня батальон удерживал свои позиции, не подпуская пехоту противника ко всем трем мостам через реку Вопь. Когда же создалась угроза захвата автомагистрального моста немецкими танкетками, И.А. Петров собрал искусных метальщиков гранат и вместе со штабом бросился по улице Бельской на дамбу к восточному предполью моста.
Остальным, оставшимся в живых бойцам круговой обороны у здания милиции, комбат приказал передислоцироваться в подвалы фабрики-кухни, где продолжать держать оборону, не допуская прорыва немцев по улице Советской с выходом на железнодорожный переезд по улице Халтурина.
А в это время пулеметчики молодёжной роты непрерывным огнём из окон второго этажа 1-й начальной школы прикрывали группу гранатомётчиков во главе с комбатом и дали возможность по насыпи подобраться вплотную к началу автомагистрального моста и гранатами взорвать несколько немецких танкеток, что на время задержало проход немецкой бронетехники через мост на восток в сторону Вязьмы.
Не менее драматично развертывались события в разрушенных окопах круговой обороны и в самом здании милиции. Выполняя приказ комбата, оставшимся командирам и остаткам двух рот все же удалось поджечь Шумный мост, тем более что он был деревянный, но на прочных дубовых сваях. Но несколько немецких танкеток сумели его проскочить до того, как мост загорелся по-настоящему.
Последний плацдарм
Выполнив эту задачу, командиры рот, собрав всех бойцов, кто уцелел и кто мог двигаться, повели их занимать новые позиции — подвалы фабрики-кухни. Поздно вечером 16-го июля комбат истребительного батальона И.А. Петров, уже в наступавших сумерках, перейдя железнодорожное полотно, отводил от разбитого здания 1-й начальной школы оставшихся в живых своих бойцов. Очевидцы с Красного Молота рассказывали как мимо них медленно прошли несколько десятков измученных, покрытых копотью вооруженных бойцов батальона.
Почему же на целые сутки Ярцевский истребительный батальон примерно в 600 штыков сумел задержать продвижение элитных частей германского вермахта? Да потому, что эти простые русские люди — добровольцы защищали свой дом, своих жён и детей, своих отцов и матерей от нацистской чумы, которая всем несла рабство и смерть.
И когда утром 17-го июля, проводя зачистку захваченного, но не покоренного города, немецкие десантники увидели, что им противостояли бойцы в гражданской одежде, то есть ополчение, они были поражены. И контуженных, израненных героев обороны Ярцева немцы в плен не брали...
Вечная вам слава и вечная память, бойцы Ярцевского истребительного батальона!
Б. Медведев