Муниципальный земельный контроль


Вниманию собственников/ пользователей/арендаторов земельных участков! Используйте землю законно!
Сотрудниками Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (далее - Администрация) проводятся выездные обследования земельных участков расположенных на территории Ярцевского района Смоленской области, на предмет соблюдения требований действующего земельного законодательства.
В ходе выездных обследований выявляются признаки самовольного занятия части земельных участков не разграниченной государственной собственности или муниципальной собственности, прилегающей к земельным участкам находящихся в собственности у физических и юридических лиц.
Принимая во внимание изложенное, Администрация сообщает о недопустимости нарушения требований действующего законодательства и информирует о возможности увеличения площади собственного земельного участка путем оформления самовольно занятой части земельного участка по процедуре перераспределения земельных участков.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае если собственник не согласен с предоставленным вариантом оформления самовольно занятой части земельного участка по процедуре перераспределения земельных участков, тогда необходимо освободить самовольно занятую часть земельного участка и привести границы собственного земельного участка в соответствие с координатами характерных точек границ земельного участка установленных по документам.
Обращаем Ваше внимание, что Администрация вправе осуществить демонтаж незаконно расположенных на государственной территории объектов (ограждение, постройки, капитальные объекты), направить материалы выездного обследования в орган государственного земельного надзора для привлечения к административной ответственности предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обратиться в суд за взысканием неосновательного обогащения за пользование части земельного участка без правоустанавливающих документов.
Последствия не устранения нарушений, указанных в акте
Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в тридцатидневный срок, надзорное ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

Росреестром до конца 2022 года отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. 
Согласно постановлению Правительства РФ № 336 (в редакции постановления Правительства РФ № 448) с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на внеплановые проверки в целях поддержки российского бизнеса.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления внеплановые проверки будут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановые мероприятия будут проводиться без согласования с органами прокуратуры по поручению Президента и Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства РФ, а также по требованию прокурора. 
Исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства, срок исполнения которых наступил после 10 марта 2022 года, автоматически продлевается на 90 дней со дня истечения срока исполнения. 
«В 2022 году Росреестр продолжит проведение мониторинговых мероприятий, не предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами. В случае выявления признаков нарушений в ходе таких мероприятий инспекторы будут принимать меры по предупреждению и профилактике нарушений» - отметила заместитель руководителя Управления Росчреестра по Смоленской области Ольга Нахаева.

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Целью муниципального земельного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Объектом муниципального земельного контроля являются:
- земли, земельные участки и (или) части земельных участков, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования.
В рамках муниципального земельного контроля осуществляется контроль за соблюдением:
а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
г) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
д) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
е) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
ж) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
з) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами органов муниципального земельного контроля в пределах их компетенции.
Контрольным органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области является Администрация муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в лице Комитета по градостроительной деятельности и земельным отношениям Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Полномочия при осуществлении муниципального земельного контроля осуществляются в отношении всех категорий земель, за исключением земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса.
Отдел муниципального земельного контроля Комитета по градостроительной деятельности и земельным отношениям:
Адрес: Смоленская область, г. Ярцево, ул. Ленинская, д.17.
Телефон: 8 (48143) 7-18-50.
К чаще встречающимся нарушениям требований земельного законодательства Российской Федерации можно отнести следующие виды:
⇒ «самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок»:
выражается в нарушении требований статьи 25 и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон).
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Законом.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Закона единственным доказательством существования зарегистрированного права (равно как и изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества) является его государственная  регистрация, осуществляемая посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Земельным законодательством не предусмотрено использование земельного участка без оформленных в соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ прав.
Основаниями возникновения прав на земельные участки, согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по допускаемым законом основаниям вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно статье 39.1 главы V.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
  • решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  • договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  • договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Таким образом, нарушая требования статьи 25 и статьи 26 ЗК РФ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане несут административную ответственность в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, вы несете административную ответственность как юридические лица.
⇒ «Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» - выражается в нарушении требований статьи 42 ЗК РФ.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ предусмотрено, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Согласно пункту 2 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В данном пункте речь идет о Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Нарушая требования статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков, равно как и лица, не являющиеся собственниками таких земельных участков, несут административную ответственность в соответствии с:
-частью 1 статьи 8.8 КРФоАП - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц –от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
-частью 2 статьи 8.8 КРФоАП - неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей;
-частью 2.1 статьи 8.8 КРФоАП - неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Учитывая изложенное, соблюдая требования земельного и иного законодательства Российской Федерации, вы не только избежите административного наказания, но и иных негативно связанных с нарушениями требований законодательства последствий.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

Памятка по вопросам соблюдения обязательных требований, контроль за соблюдением которых осуществляет Администрация муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, при осуществлении муниципального земельного контроля

Состояние нормативно - правового регулирования в сфере муниципального земельного контроля

Протокол проведения общественного обсуждения проекта постановления Администрации муниципального образования Ярцевский район Смоленской области "Об утверждении формы проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального земельного контроля в границах муниципального образования Ярцевский район Смоленской области"

Информация по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации

Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований 


К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, применяются положения:
  • Конституции Российской Федерации;
  • Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • Земельного кодекса Российской Федерации;
  • Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ;
  • Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ;
  • Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 02.05.2006 №29-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2021  №338 (ред. от 15.07.2021) «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 №2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Устав Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области;
  • Положение о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области, утвержденное решением Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 26.11.2021 №60;
  • Положение о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, утвержденное решением Ярцевского районного Совета депутатов от 22.12.2021 №131;
  • Постановление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 20.12.2021 №1647 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области»;
  • Решение Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 25.02.2022 №1 «Об утверждении ключевых и индикативных показателей к Положению о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области»;
  • Постановление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 04.03.2022 №0336 «Об утверждении формы проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области»;

Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей комиссией по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области (Скачать)

1 Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, дополнительно указывается их наименование.
2 Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, дополнительно указывается их место нахождения.
3 Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.
4 Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год

Скачать

Анализ об исполнении мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области за 2018 год

Скачать

Постановление Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 08.04.2019 № 0473 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области на 2019 год"

Скачать

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год

Скачать

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год

Скачать

Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений (часть 1)

Скачать

Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений (часть 2)

Скачать

Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений (часть 3)

Скачать

Постановление Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 06.04.2017 № 0489 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в муниципальном образовании «Ярцевский район» Смоленской области"

Скачать

Постановление Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 23.04.2018 № 0447 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области на 2018 год"

Скачать

Постановление Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 15.05.2018 № 0544 "О внесении изменений в  постановление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 06.04.2017г. № 0489"

Скачать

Постановление Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 26.06.2018 № 0746 "О внесении изменений в  постановление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 06.04.2017г. № 0489 (в редакции от 15.05.2018 №0544)"

Скачать

 

 

Основные разделы

© Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, 2012-2022 - официальный сайт

Яндекс.Метрика
8 (48143) 7-18-01, тел./факс: 8 (48143) 7-11-44
Электронная почта: yarcevoadmin@mail.ru

Почтовый адрес: 215800, Смоленская область, г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 9

Обратная связь

Информация об использовании интернет-сервиса "Спутник"

 

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!