Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Официальный сайт

Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области

Версия для слабовидящих

Официальный сайт

Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области

 

Добро пожаловать на сайт Администрации!    

РОСРЕЕСТР

Возврат госпошлины за оказание государственных услуг Росреестра
Возврат государственной пошлины, уплаченной заявителем за получение государственных услуг Росреестра, подлежит возврату частично или полностью в случаях:
- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено;
- в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от получения государственной услуги, если заявление и необходимые документы еще не поступили к должностному лицу ведомства.
При принятии государственным регистратором прав решения об отказе в осуществлении государственной услуги государственная пошлина плательщику не возвращается, при прекращении оказания государственной услуги по заявлению, государственная пошлина возвращается в размере 50 процентов от суммы оплаченной за государственную услугу.
Для возврата государственной пошлины плательщику или его представителю, действующему по нотариальной доверенности, необходимо обратиться с соответствующим заявлением любым удобным способом:
- лично в любой офис приема-выдачи документов СОГБУ МФЦ;
- лично в центральный аппарат Управления Росреестра по Смоленской области по адресу: г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8, каб. 225, либо в любой территориальный отдел Управления Росреестра по Смоленской области;
- посредством почтового отправления по адресу: 214025, г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8, каб. 225.
К заявлению о возврате прилагаются:
- если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере - подлинные платежные документы;
- если она подлежит возврату частично - копии платежных документов.
Заявление о возврате государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы. Возврат государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
19.07.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

В Росреестре стартовал фотоконкурс «Моя земля, моя Россия»
Управление Росреестра по Смоленской области информирует о начале проведения среди сотрудников Росреестра и подведомственных организаций, фотоконкурса «Моя земля, моя Россия». Проведение фотоконкурса приурочено к 10-летию образования Росреестра и 20-летию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Фотоконкурс «Моя земля, моя Россия» – авторский взгляд на архитектуру, природное богатство и культурное наследие России через искусство фотографии.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
- «ГОРОДА РОССИИ» - архитектура, улицы, скверы;
- «ПЕЙЗАЖ» - многообразие природы нашей страны;
- «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» - памятники истории и культуры народов России.
Конкурс проходит в три этапа. В рамках первого этапа фотоконкурса предусмотрено открытое «народное» онлайн-голосование. Принять участие в онлайн-голосовании за лучшие фото могут все желающие по адресу https://photo.kadastr.ru/.
19.07.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Опасения в реализации Закона о лесной амнистии не оправдались
В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельхозземлям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду. В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам. В качестве концептуального решения данной проблемы Закон № 280-ФЗ, так называемый «Закон о лесной амнистии» (далее – Закон) устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами. Таким образом, Закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.
При подготовке и рассмотрении Закона велись споры: далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете ЕГРН над сведениями ГЛР, поскольку он вызывал опасение в части незаконного присвоения гражданами лесных участков.
В настоящее время положения Закона начали применяться. Опасения его противников не оправдались: никакого массового уничтожения или присвоения лесов в связи с реализацией закона не наблюдается. Также не подтвердились опасения о том, что сразу после вступления в силу Закона произойдет массовое расхищение леса, будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.
Применение закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Указание на то, что такие основания являются формальными также не случайно, поскольку именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с ее нахождением в лесном фонде. В своем определении от 21 сентября 2017 года он выразил позицию, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях – это права законных правообладателей земельных участков.
По данным Минэкономразвития России на территории РФ насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда.
При этом существуют так называемые «скрытые» пересечения, которые могут быть выявлены только при обращении правообладателей с заявлением об уточнении границ своих земельных участков, т.е. при внесении в ЕГРН сведений о границах таких земельных участков. По данным Минэкономразвития России число «скрытых» пересечений может достигать 2 миллионов. О несовершенстве ранее проведенных в отношении лесных угодий учетных процедур говорит тот факт, что в отдельных субъектах Российской Федерации площадь учтенного в кадастре леса больше площади региона.
В результате применения Закона по состоянию на 1 мая 2018 года в ЕГРН исправлены сведения в отношении порядка 10 тысяч участков. Из них в отношении 2300 участков – по заявлению правообладателей, 7700 – по решению Росреестра.
19.07.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Результаты государственного земельного надзора за II квартал 2018 года
Управлением Росреестра по Смоленской области (Управление) за II квартал 2018 года проведено 659 проверок соблюдения требований земельного законодательства, контрольные мероприятия проведены на 365 земельных участках.
Планом проверок на II квартал  2018 год предусмотрено проведение 120 проверок в отношении физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления,  из которых было проведено 110 проверок. Исполнение плана составляет 92%.
За отчетный период проведено 304 внеплановые проверки исполнения ранее выданных предписаний, по жалобам граждан и организаций, по поручению органов прокуратуры.
По результатам проведенных проверок государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления было выявлено  217 нарушений земельного законодательства.
Общая сумма наложенных административных штрафов за нарушение земельного законодательства  составила 1798,50 тыс. руб., взыскано - 1268,83 тыс. руб.
За отчетный период государственными земельными инспекторами выдано 211 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
В результате принятых мер за II квартал 2018 года юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами устранено 230 нарушений земельного законодательства.
В рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Управлением проводится административное обследование объектов земельных отношений, а также анализ правовых актов, принятых органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления Смоленской области по вопросам использования и охраны земель и  (или) земельных участков. За   II квартал 2018 год Управлением:
- проведено 489 административных обследований объектов земельных отношений;
- проведен анализ 112 актов, принятых органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления Смоленской области, выявлено 1 несоответствие земельному законодательству в актах органов местного самоуправления, которые органами местного самоуправления Смоленской области были приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
19.07.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Снижение налогового бремени с помощью комиссии по оспариванию кадастровой стоимости
Управление Росреестра по Смоленской области сообщает, что подведены итоги работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия) за первое полугодие 2018 года.
За истекший период 2018 года проведено 21 заседание Комиссии, в Комиссию поступило 76 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 107 объектов недвижимости, в том числе от физических лиц – 48 заявлений, от юридических лиц – 28 заявлений.
В 70% случаев были вынесены положительные решения (по 53 заявлениям). Это значит, людям удалось ощутимо сэкономить.
Существующую ситуацию с завышением кадастровой стоимости недвижимости людей, а значит - увеличением налогового бремени на них, призван исправить вступивший в силу год назад закон «О государственной кадастровой оценке». Теперь оценкой недвижимости будут заниматься не независимые оценщики, а государственные, контролировать их работу будут региональные органы власти. Кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России, она направлена на недопущение ошибок и, соответственно, сокращение обращений граждан за пересмотром кадастровой стоимости. Исчисление налога по новым правилам будет проводиться с 2020 года.
Напомним, Росреестр не проводит кадастровую оценку недвижимости, специалисты ведомства лишь вносят в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученные в результате оценки.
В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью смоляне могут обратиться за ее пересмотром либо в суд, либо в Комиссию при Управлении Росреестра по Смоленской области. Заявление о пересмотре рассматривается Комиссией в течение месяца.
В целях обеспечения открытости работы Комиссии сведения о проводимых Комиссией заседаниях, о результатах проведения заседаний Комиссии, а также протоколы заседаний Комиссиии принятые ей решения (без персональных данных) подлежат размещению на сайте Росреестра www.rosreestr.ru. Указанная информация размещена во вкладке «Главная» – «Деятельность» – «Кадастровая оценка» – «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» – Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости во вкладке «Информация о заседаниях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»
По вопросам, связанным с работой Комиссии обращаться в отдел геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Смоленской области по телефону: (4812) 66-56-80, 66-49-96, 66-12-29.
19.07.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

"Дачная амнистия" в России продлена до 2020 года
До 1 марта 2020 года продлили срок "дачной амнистии". «Дачная амнистия» - это процесс упрощенного оформления государственной регистрации прав собственности на земельные участки, предоставленные гражданам до 31 октября 2001 года, индивидуальные жилые дома, садовые домики, бани, сараи, отдельно стоящие гаражи. Она действует с 2006 года и призвана облегчить процесс узаконения своей земли и недвижимости прежде всего дачникам, получившим свои участки очень давно. Суть ее в том, что люди представляют в Росреестр для регистрации минимальный пакет документов.
Амнистия для земельных участков и дачных строений действует бессрочно, а вот для индивидуальных жилых домов (на земельных участках, предназначенных под ИЖС) ее действие должно было закончиться 1 марта 2018 года. После этой даты для получения права собственности их владельцам пришлось бы обязательно получать разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Сейчас достаточно иметь правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство, на основании которого кадастровый инженер составляет технический план дома.
Если бы "амнистию" не продлили, то собственники индивидуального жилья могли столкнуться с трудностями в ходе его оформления. Поэтому депутаты Госдумы решили продлить упрощенный порядок пока до 1 марта 2020 года.
15.05.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Как восстановить документы на квартиру
Обнаружив пропажу документов на жилье, собственник может обратиться в любой офис смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (МФЦ). Если на руках есть копии утерянных документов, их нужно взять с собой.
Правоустанавливающий документ это главный документ владельца квартиры, подтверждающий право собственности на жилье. Поэтому, обнаружив пропажу Свидетельства о регистрации права или Выписки из Единого реестра недвижимости (ЕГРН), необходимо незамедлительно обратиться в офис приема-выдачи документов МФЦ за выдачей нового документа.
К правоустанавливающим документам относятся документы, в которых указано, на основании чего у собственника возникло право на недвижимость. К ним относятся договоры купли-продажи (мены, дарения), договоры приватизации государственного или муниципального жилья, свидетельство о праве наследования (оформляет нотариус), решения судов, нормативные документы долевого строительства (договор долевого участия или квитанция по выплате пая).
Что касается нормативных документов долевого строительства, то их поможет восстановить застройщик. Собственник может получить на руки не дубликат, а оригинал документа. В данном случае ключевым моментом является выплата паевого взноса или оплата цены договора.
Решение суда восстановят в том суде, в котором оно было принято. На руки собственник получит копию решения, заверенного подписью судьи, в производстве которого находится (или находилось) дело, секретаря судебного заседания или помощника судьи, и удостоверенную гербовой печатью.
Договора перехода права (купли-продажи/мены/дарения) и свидетельства о праве наследования, если они оформлены нотариально, можно восстановить, обратившись к нотариусу. Если же договор был заключен без нотариуса в простой письменной форме и зарегистрирован после 1998 года, то хранится он в архиве Росреестра. Запросить такой документ можно, обратившись в офис приема-выдачи документов МФЦ. В случаях заключения и регистрации договора до 1998 года обращаться нужно в Смоленское отделение Филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу.
15.05.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

На заседании рабочей группы по направлению «Эффективность процедур по регистрации прав собственности» подвели итоги деятельности Управления
30.03.2018 в Управлении Росреестра по Смоленской области (Управление) состоялось заседание рабочей группы по направлению «Эффективность процедур по регистрации прав собственности».
В заседании приняли участие представители органов исполнительной власти Смоленской области, представители бизнеса, Смоленского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (МФЦ).
С докладом на тему: «Достижение показателей целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», эффективность процедур по регистрации за 2017 год и истекший период 2018 года» выступила руководитель Управления Т.А. Шурыгина.
В своем докладе Т.А. Шурыгина отметила, что Управлением на постоянной основе осуществляется деятельность по улучшению показателей целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», а именно:
обеспечение в рамках своей компетенции бесперебойной обработки и направления межведомственных запросов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
сокращение сроков государственной регистрации прав по заявлениям, представленным в электронном виде, до 3 рабочих дней;
 создание при Управлении рабочей группы по проведению анализа принятых решений о приостановлении (отказе) при предоставлении государственных услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заседания которой проводятся не реже двух раз в месяц.
Таким образом, по итогам проделанной работы Управлению удалось достичь следующих результатов по показателям целевой модели.
По показателю «Уровень предоставления услуги по государственной регистрации прав через МФЦ» установлены следующие целевые значения:
на 31.12.2017 – 70%,
на 31.12.2019 – 80%,
на 01.01.2021 – 90%.
Доля государственных услуг по регистрации прав, предоставленных через МФЦ, в общем количестве государственных услуг по регистрации прав составила:
по итогам 2016 года - 61,49%,
по итогам 2017 года - 80,61%,
за истекший период 2018 года - 90,33%.
Показатель «Доступность подачи заявлений» включает в себя количество заявлений о государственной регистрации прав и (или) государственном кадастровом учете на 1 окно ФГБУ «ФКП Росреестра» и МФЦ. По данному показателю установлены следующие целевые значения:
на 31.12.2017 – 19 шт./день,
на 31.12.2019 – 19 шт./день,
на 01.01.2021 – 19 шт./день.
По состоянию на 01.01.2018:
количество заявлений на 1 окно ФГБУ «ФКП Росреестра» составило 4 шт./день,
количество заявлений на 1 окно МФЦ составило 2,1 шт./день.
За истекший период 2018 года количество заявлений на 1 окно ФГБУ «ФКП Росреестра» и МФЦ составило 8,85 шт./день и 4,41 шт./день соответственно.
По показателю «Обеспечение межведомственного взаимодействия посредством СМЭВ при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав» установлены следующие целевые значения:
на 31.12.2017 – 50%,
на 31.12.2019 – 85%,
на 01.01.2021 – 100%.
Доля ответов в электронном виде, полученных по СМЭВ составила:
в 2016 году - 9,3%,
в 2017 году - 36,9%,
динамика прироста - 27,6%.
За истекший период 2018 года доля ответов в электронном виде, полученных
по СМЭВ, составила 36,93%.
По показателю «Срок регистрации прав собственности» установлены следующие целевые значения:
Средний фактический срок регистрации прав
на 31.12.2017 – 7 дней,
на 31.12.2019 – 7 дней,
на 01.01.2021 – 7 дней.
Средний фактический срок регистрации прав по заявлениям, поданным через МФЦ
на 31.12.2017 – 9 дней,
на 31.12.2019 – 9 дней,
на 01.01.2021 – 9 дней.
В результате средний фактический срок регистрации прав собственности составил:
по итогам 2016 года – 6 дней,
по итогам 2017 года – 5 дней.
Срок регистрации прав по заявлениям, поданным через МФЦ, по итогам 2017 года составил 5 дней.
За истекший период 2018 года средний фактический срок регистрации прав, в том числе по заявлениям, поданным через МФЦ, составил 4 дня.
Показатель « Качество регистрационного процесса» включает в себя информацию о приостановлениях и отказах в осуществлении государственной регистрации прав.
По приостановлениям в осуществлении государственной регистрации прав установлены следующие целевые значения:
на 31.12.2017 – 6,6%,
на 31.12.2019 – 5,8%,
на 01.01.2021 – 5%.
Доля приостановлений в осуществлении государственной регистрации прав составила:
в 2016 году - 11,53%,
в 2017 году - 6,85%,
динамика снижения показателя - 4,68%.
За истекший период 2018 года доля приостановлений составила 2,31%.
По отказам в осуществлении государственной регистрации прав установлены следующие целевые значения:
на 31.12.2017 – 1,2%,
на 31.12.2019 – 1,0%,
на 01.01.2021 – 0,9%.
Доля отказов в осуществлении государственной регистрации прав составила:
по итогам 2016 года - 1,39%,
по итогам 2017 года - 1,02%.
За истекший период 2018 года доля отказов составила 0,95%.
В докладе руководителя Управления Т.А. Шурыгиной помимо итогов деятельности Управления по реализации показателей целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» были освещены ключевые проблемы в достижении необходимых показателей, а также предложены конкретные направления деятельности, мероприятия, выполнение которых позволит достичь необходимых результатов.
15.05.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Пересечение границ земельных участков можно выявить с помощью портала Росреестра
Чтобы проверить, пересекаются ли границы Вашего участка с другим участком, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством, предлагаем воспользоваться помощью электронных сервисов Росреестра.
На портале Росреестра (www.rosreestr.ru) на главной странице находим раздел «Справочная информация об объектах недвижимости on-line». На странице поиска рекомендуем указать кадастровый номер объекта недвижимости либо его адрес (местоположение). В отношении найденного участка будут указаны его адрес, площадь, категория земель, разрешенное использование, кадастровая стоимость, дата постановки на учет (либо снятия с учета), дата обновления этой информации, а также графическое отображение в карте границ Вашего земельного участка (если они ранее были установлены).
По закону «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельный участок должны быть приостановлены, если границы одного земельного участка пересекают границы другого.
Пересечение границ может возникнуть по двум причинам - в связи с технической ошибкой - в случае описки, опечатки в самом реестре недвижимости, или же в связи с реестровой ошибкой - если неверно установлены межевые границы, в связи с чем ошибка допущена в межевом плане, из которого сведения были перенесены в реестр недвижимости.
В обоих случаях при обнаружении Вами ошибки рекомендуем сначала обратиться с соответствующим заявлением об устранении ошибки в орган регистрации прав.
Если государственным регистратором будет сделано заключение, что ошибка техническая (допущена в самом реестре) и ничьи права при этом не нарушены, то он исправит ее самостоятельно.
В свою очередь, реестровая ошибка в границах исправляется на основании заявления и межевого плана.
Если же, по мнению государственного регистратора, нарушаются права других лиц (при обнаружении технической ошибки) или межевой план подготовлен несоответствующим образом (при исправлении реестровой ошибки), то необходимо обращаться в суд с иском об исправлении такой ошибки. И уже на основании судебного решения границы земельных участков будут установлены должным образом.
15.05.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

1 марта 2018 года Росреестр проведет «День консультаций» для граждан во всех регионах России
1 марта 2018 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) проведет единый «День консультаций» для граждан во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на территории Смоленской области. В ходе «Дня консультаций» территориальные органы Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты проведут бесплатные консультации для населения по вопросам деятельности ведомства. Для граждан также будут организованы консультации о способах получения услуг Росреестра в электронном виде, а также о формах обратной связи для взаимодействия с ведомством.
Мероприятие приурочено к 10-летию образования Росреестра и 20-летию создания в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С 31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Реализация закона положила начало новому этапу в развитии правового регулирования регистрации прав на недвижимость: были установлены основные правила, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом. Таким образом была решена одна из основных государственных задач – организован оборот недвижимого имущества, что позволило в новых экономических условиях обеспечить гарантию прав собственности на недвижимость, а также улучшить инвестиционный климат государства.
В соответствии с законодательством регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляли соответствующие региональные учреждения юстиции. В последующем полномочия по регистрации прав были переданы на федеральный уровень.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним была определена Госрегистрация. Служба была образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее с 1 марта 2009 года функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
В настоящее время Росреестр наряду с функциями по государственной регистрации прав осуществляет функции по кадастровому учету недвижимости, а также по оказанию государственных услуг в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса. Росреестр также выполняет функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, оценщиков и арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».
Консультирование граждан в рамках единого «Дня консультаций» будет осуществляться 1 марта 2018 года с 13:00 до 20:00.
Площадки, на которых будет осуществляться проведение консультирования граждан на территории Смоленской области
Площадка Управления Росреестра по Смоленской области:
- г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8
- г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 11б
- Смоленская область, г. Рославль, ул. Ленина, д. 15а
- Смоленская область, г. Гагарин, ул. Строителей, д. 52
- Смоленская область, г. Починок, ул. Советская, д. 2
- Смоленская область, г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 15
- Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 19
- Смоленская область, г. Вязьма, ул. Восстания, д. 5а
- Смоленская область, г. Дорогобуж, ул. Карла Маркса, д. 29
Площадка СОГБУ МФЦ:
- г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2/13
- Смоленская область, г. Гагарин, ул. Гагарина, д. 43
- Смоленская область, г. Сафоново, микрорайон 1, д. 20
Площадка Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Смоленской области:
- г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8
- Смоленская область, г. Вязьма, пер. Загородный, д. 2А
- Смоленская область, г. Починок, пер. Октябрьский, д. 8
26.02.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Индивидуальные жилые дома по «дачной амнистии» можно зарегистрировать до 1 марта 2018 года
Управление Росреестра по Смоленской области напоминает, что 1 марта 2018 года заканчивается срок «дачной амнистии» (упрощенной процедуры регистрации прав) на индивидуальные жилые дома. В частности, утратит силу правило, что для регистрации права собственности на такие дома не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию. В связи с этим Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков для индивидуального жилищного строительства или расположенных в населенных пунктах для ведения личного подсобного хозяйства, на которых построены жилые дома, до 1 марта 2018 года обратиться в ведомство с заявлением о регистрации на них права собственности.
Для проведения этой процедуры необходима оплата государственной пошлины, наличие разрешения на строительство, правоустанавливающих документов на земельный участок и подготовленного кадастровым инженером технического плана жилого дома. В случае если ранее права на земельный участок были зарегистрированы, то предоставлять правоустанавливающие документы на него не требуется.
Изготовить технический план жилого дома вправе только кадастровый инженер, который должен заключить с собственником дома договор подряда на выполнение кадастровых работ. Таким договором может быть установлена возможность оплаты работы только после проведения кадастрового учета и регистрации прав на жилой дом.
Заявления и документы на регистрацию прав можно подать при личном обращении в любой офис филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Смоленской области (Кадастровая палата) либо смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (МФЦ), в электронном виде с помощью специальных сервисов на сайте Росреестра (в том числе в «Личном кабинете правообладателя») или направить по почте.
Заявления, представленные в Росреестр до 1 марта 2018 года, будут рассматриваться по правилам, действовавшим до указанной даты. После 1 марта 2018 года для регистрации права собственности на жилой дом потребуется ввод жилого дома в эксплуатацию. Для этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта.
26.02.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

За 2017 год Управление Росреестра по Смоленской области перечислило в бюджет Смоленской области и местный бюджет 87,8 млн. рублей
Управление Росреестра по Смоленской области (Управление) осуществляет полномочия главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Поступления в бюджет субъекта Российской Федерации за 2017 год составили 86 млн. рублей, в 2016 году такие поступления составляли 72,9 млн. рублей, что на 18% меньше.
Основная доля поступлений в 2017 году пришлась на платежи по государственной пошлине за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и составила 99,7% от общего объема доходов бюджета субъекта, администрируемых Управлением,  или 85,8 млн. рублей. За аналогичный период 2016 года такие поступления составляли 72,9 млн. рублей, что на 17,7% меньше. Рост поступлений характеризуется тем, что основная доля заявителей обращается за государственной услугой через МФЦ.
Поступления от уплаты платы за выдачу сведений в виде копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и запросов (в том числе в электронном виде) на выдачу сведений в виде выписки о содержании правоустанавливающих документов составили 222,7 тыс. рублей.
Поступления в местный бюджет за 2017 год составили 1,8 млн. рублей, в 2016 году такие поступления составляли 3,5 млн. рублей или на 51% больше.
Основная доля поступлений в 2017 году пришлась на платежи по уплате административных штрафов, взимаемых за нарушение земельного законодательства, и составила 92,8% от общего объема доходов местного бюджета или 1,7 млн. рублей. За аналогичный период 2016 года такие поступления составили 3,5 млн. рублей.
Поступления от уплаты административных штрафов за уклонение от исполнения административного наказания в 2017 году составили 130 тыс. рублей.
26.02.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Личный прием граждан по решению вопросов кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость
Личный прием заявителей в приемной Президента Российской Федерации в Смоленской области проводится в соответствии с графиком проведения, утвержденным полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Должностные лица проводят личный прием заявителей по вопросам, решение которых входит в компетенцию должностного лица или органа, возглавляемого должностным лицом, осуществляющим прием.
Руководитель Управления Росреестра по Смоленской области Т.А. Шурыгина также осуществляет личный прием граждан в приемной Президента Российской Федерации в Смоленской области по вопросам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость.
Во втором полугодии 2017 года личный прием граждан руководителем Управления Росреестра по Смоленской области проводился 24 октября 2017 года. На приеме было принято 4 гражданина. В ходе личного общения с заявителями поднимались вопросы  изменения разрешенного использования земельного участка, приобретения земельного участка в собственность под жилым домом в стадии строительства, приобретения земельного участка в собственность под двухквартирным жилым домом, о возможности изменения разрешенного использования земельного участка без согласия собственника.
По результатам рассмотрения обращений гражданам были даны мотивированные устные разъяснения, рекомендации, удовлетворившие обратившихся, а также были приняты заявления к рассмотрению.
26.02.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Что необходимо знать о кадастровом учете недвижимости и регистрация прав
Право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Государственная регистрация прав означает, что государство признает и подтверждает факт возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав. Как правило, государственная регистрация определяет момент возникновения права на недвижимость. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрировать право можно только в отношении объекта недвижимости, поставленного на кадастровый учет, то есть сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Постановка на государственный кадастровый учет подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Снятие с государственного кадастрового учета подтверждает прекращение существования объекта недвижимости. Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя.
За государственную регистрацию прав уплачивается государственная пошлина с физических лиц 2000 руб., с юридических лиц – 22.000 руб., если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральным законодательством предусмотрена единая процедура, в соответствии с которой кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость осуществляются одновременно по одному заявлению (за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») Подать заявление на государственный кадастровый учет и (или) регистрацию прав можно: через МФЦ (многофункциональный центр), посредством электронного сервиса на официальном сайте Росрестра www.rosreestr.ru либо направив заявление в Росреестр по почте, либо заказав выездное обслуживание в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» (подробная информация на сайте www.kadastr.ru).
25.01.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Экономия времени граждан при оформлении прав на отдельные объекты недвижимости
Управление Росреестра по Смоленской области информирует граждан о том, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства (ч. 1 ст. 12).
В целях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) осуществляют прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;
2) выступают заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан;
3) подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;
4) получают выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства) и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;
5) подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают выписки из Единого государственного реестра недвижимости и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация (ч. 2 ст. 12).
Таким образом, наличие у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления прав на совершение вышеуказанных действий дает гражданам дополнительную возможность значительно сэкономить личное время и силы при необходимости проведения кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
25.01.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Итоги работы Комиссии оспариванию кадастровой стоимости в 2017 году
Управление Росреестра по Смоленской области сообщает, что подведены итоги работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия).
В 2017 году проведено 45 заседаний Комиссии. За прошедший год в Комиссию поступило 297 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости 648 объектов недвижимости (644 земельных участка, 3 здания и 1 помещение), в том числе от физических лиц – 186 заявлений, от юридических лиц – 111 заявлений.
Из 297 поступивших заявлений:
 - принято к рассмотрению в Комиссии – 253 заявления, из которых 228 заявлений рассмотрено, рассмотрение 25 заявлений назначено на следующий отчетный период (11.01.2018 и 18.01.2018);
- возвращено заявителям – 30 заявлений;
- отозвано заявителем – 14 заявлений.
293 заявления поступило в Комиссию по основанию установления в отношении них рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в 4 заявлениях основание обращения не указано.
Из 228 рассмотренных Комиссией заявлений в отношении 215 приняты решения об определении кадастровой стоимости в размере рыночной, 13 заявлений Комиссией отклонено.
Общий размер оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости составляет 4 984 970 337,45 рублей.
По результатам рассмотрения в Комиссии общая величина кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной, составила 1 727 836 141,21 рубль.
Отличие между кадастровой стоимостью объектов недвижимости до и после пересмотра в Комиссии составило 65,3 % в сторону уменьшения.
25.01.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

Положения обязательных требований к подготовке межевого плана и важность их соблюдения
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление) в целях недопущения нарушений обязательных требований правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении государственного контроля, разъясняет следующее.
Управление осуществляет  государственный надзор в области геодезии и картографии на территории Смоленской области, в том числе, за соблюдением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам.
В  целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности Приказом Росреестра утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии.
Несмотря на то, что  введен мораторий на проведение в период с 2016 по 2018 год плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, важно знать, что отдельные положения законодательства призваны в первую очередь упорядочить деятельность контролирующих органов, подчинить ее определенным требованиям закона и ни в коей мере не имеют своей целью освобождение предпринимателей и юридических лиц от ответственности за свои действия перед государством и обществом.
Выполнение геодезических и картографических работ при осуществлении кадастровой деятельности и землеустройства регулируется Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о геодезии и картографии).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, в том числе деятельности кадастровых инженеров по составлению межевых планов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» и  устанавливают правила оформления межевого плана.
Анализ Управлением межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами в отношении земельных участков на территории Смоленской области за период с 01.01.2017 по 01.10.2017, выявил нарушения в части корректности информации, указываемой кадастровыми инженерами в разделе Межевого плана «Исходные данные».  
Сегодня остановимся на конкретных положениях обязательных требований правовых актов, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора в области геодезии и картографии при оформлении межевого плана, а точнее при заполнении раздела межевого плана «Исходные данные».
Требованиями к подготовке межевого плана предусмотрено указание в отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов ГГС и пунктов опорной межевой сети наименования и реквизитов документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде (п. 31 Требований к подготовке межевого плана).
Частью 7 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218) предусмотрено аналогичное требование: в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
 В соответствии с ч. 1 ст. 6  Закона № 218 геодезической основой ЕГРН являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (опорные межевые сети).
Надо заметить, что с 01.01.2017 территориальные органы Росреестра прекратили осуществлять полномочия фондодержателей материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (далее - ФКГФ), а также полномочия по предоставлению в пользование материалов и данных ФКГФ.
В настоящее время Росреестром проводится работа в пределах своей компетенции по внесению необходимых изменений в Приказ Минэкономразвития России № 921 в части дополнения источников исходных геодезических данных, используемых при подготовке межевого плана. Поэтому до внесения изменений филиалу  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, в том числе,  направлено для руководства в работе разъяснительное письмо Росреестра от 30.03.2017 № 19-03889-СМ/17, касающееся принятия межевых планов, имеющих в качестве исходных геодезических данных наименование и реквизиты документов, направленных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства  (ГФДЗ), для внесения записи об объекте кадастрового учета в ЕГРН.
Поскольку материалы ГФДЗ выдаются заинтересованным лицам на основании заявления о предоставлении в пользование материалов ГФДЗ, то реквизиты такого заявления и будут являться реквизитами документа о предоставлении данных, находящихся в ГФДЗ в отношении сведений о геодезической основе.
При этом в отличие от действовавших до 01.01.2017  положений   Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (теперь это ФЗ «О кадастровой деятельности») наличие сведений о геодезической основе, в том числе о пунктах ГГС или ОМС, в составе ЕГРН не предусмотрено (ст.ст. 8, 9, 10 Закона № 218-ФЗ, Порядок ведения ЕГРН, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943). Таким образом, основания представления сведений о пунктах ОМС в составе выписки из ЕГРН в виде кадастрового плана территории после 1 января 2017 года отсутствуют.
Также п. 31 Требований к подготовке межевого плана предусмотрено, что в отношении использованных при подготовке межевого плана картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления. В связи с тем, что часто используются архивные материалы  ГФДЗ (например, материалы перераспределения сельскохозяйственных угодий 1991-1993 гг., материалы садоводческих товариществ  1991-1995 гг., и др.) целесообразно указывать «обновление не проводилось».
Как устанавливает п. 32  Требований к подготовке межевого плана в реквизите «2» раздела «Исходные данные» указываются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ:
1) система координат;
2) название пункта и тип знака геодезической сети;
3) класс геодезической сети;
4) координаты пунктов;
5) сведения о состоянии наружного знака пункта.
В реквизите «2» раздела «Исходные данные» должны быть указаны сведения не менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, использованных при выполнении кадастровых работ.
Следует отметить, что кадастровыми инженерами допускаются нарушения в части указания значений координат пунктов ГГС в отношении соответствия координат исходных пунктов  государственной геодезической сети (ГГС) их каталожным значениям. При этом разница между координатами пунктов ГГС в разделе «Исходные данные» межевых планов, и их каталожными значениями по координатам Х и У бывает существенная.
Важно знать, что такие действия могут быть квалифицированы как внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 14.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.
При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.35 КоАП, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП) и рассматриваются судами (ст. 23.1 КоАП).
В случае если указанные действия кадастрового инженера причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, то к нему применяется ответственность, предусмотренная ст. 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, кадастровый инженер несет ответственность за качество выполняемых кадастровых работ и за нарушение требований, установленных законодательством для оформления соответствующих документов (в том числе межевых планов), подготовленных в результате таких работ.
В графе «6» реквизита «2» раздела «Исходные данные» межевого плана указываются дата выполненного при проведении кадастровых работ обследования состояния наружного знака пункта и слова «сохранился», «не обнаружен» или «утрачен» в зависимости от состояния такого пункта (п. 32  Требований к подготовке межевого плана).
Актуализация сведений о состоянии пунктов государственной геодезической сети является одним из инструментов, позволяющим повысить качество проводимых кадастровых работ.
В основном кадастровые инженеры указывают только два пункта государственной геодезической сети, используемых при проведении кадастровых работ для определения местоположения границ земельных участков либо указывают, что центр пункта не обнаружен. 
Следует отметить, что в п. 25 Требований к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 138 указано, что геодезический пункт считается утраченным, если отсутствуют верхний и нижний центры и их утрата подтверждена данными инструментально-геодезического поиска.
Геодезический пункт считается разрушенным, если отсутствует верхний центр пункта.
Пункт 16 ст. 8 Закона о геодезии и картографии устанавливает, что лица, выполняющие геодезические и картографические работы, в ходе которых выявляются случаи повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обо всех таких случаях.
Порядок уведомления лицами, выполняющими геодезические и картографические работы,  о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС установлен Приказом Минэкономразвития России, вступил в силу с 29.08.2017 и предусматривает, что правообладатели, в случае выявления уничтожения или повреждения пункта в течение 15 календарных дней со дня обнаружения уничтожения или повреждения пункта обязаны направить в уполномоченный орган информацию об уничтожении или повреждении пункта с указанием адреса (местоположения) и (или) кадастрового номера объекта недвижимости, на котором находится (находился) пункт, а также причины уничтожения или повреждения пункта (если она известна).
Информация об уничтожении или повреждении пункта направляется в уполномоченный орган:
а) в виде бумажного документа посредством почтового отправления;
б) в виде электронного документа (электронного образа бумажного документа), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя, направляемого по адресу электронной почты уполномоченного органа;
в) посредством заполнения специального раздела официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация об уничтожении или повреждении пункта должна содержать почтовый адрес (адрес регистрации) и контактные данные (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) или наименование юридического лица, адрес электронной почты, телефонный номер) правообладателя для реализации возможности обратной связи.
Информация об уничтожении или повреждении геодезических пунктов направляется в Управление по адресу: г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8, адресу электронной почты: 67_upr@rosreestr.ru, телефону: 66-56-80.
 Хотелось бы, чтобы выявленные  нарушения требований законодательства и нормативно-технических документов в области геодезии и картографии при осуществлении кадастровой деятельности были приняты к сведению и учтены при оформлении межевых планов в дальнейшем.
25.01.2018
Пресс-служба
Управления Росреестра по Смоленской области

 

Система Orphus

Противодействие коррупции в Смоленской области

8-800-200-19-01

© Администрация муниципального образования

"Ярцевский район" Смоленской области, 2012-2018 - официальный сайт

Вопросы, предложения и сведения о неполадках работы сайта следует сообщать в отдел по информационной политике Администрации по телефону (848143) 7-12-50 или по электронной почте: antonov_as@admin-smolensk.ru

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

"Твинс" - сайты для органов государственной власти

Главная |

Тел./факс.: 8 (48143) 7-11-44, 8 (48143) 7-18-01
E–mail: yarcevoadmin@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 215800, Смоленская область,

г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 9

Авторские права на опубликованные материалы принадлежат Администрации муниципального образования, если в тексте не указанно иное право.

Использование, частичное или полное копирование материалов допускается только при размещении активной ссылки на источник yarcevo.admin-smolensk.ru При полном копировании материала сохранение его оригинального заголовка, текста и подписи обязательно.

 

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!