И большая тайга покорилась им

И большая тайга покорилась им

В семидесятых годах прошлого столетия забайкальские магистрали были известны всем молодым людям на территории Советского Союза. Для десятка ярцевчан комсомольская путевка на БАМ стала отправной точкой трудовой жизни.

Конечно, не только за туманом и за запахом тайги ехала туда молодежь. Многие ехали, чтобы найти свою судьбу, своё счастье, определиться с будущей профессией. Впечатлений, которые они получили за годы пребывания на БАМе,  хватит им на всю жизнь. Следует отметить, что жизнь и работа в тех суровых условиях воспитывала в молодых комсомольцах отнюдь не худшие человеческие качества. Многие строившие БАМ и сейчас не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах, вспоминая их как один из лучших периодов своей жизни.

yarcevo.admin-smolensk.ru
18.10.2013

В семидесятых годах прошлого столетия забайкальские магистрали были известны всем молодым людям на территории Советского Союза. Для десятка ярцевчан комсомольская путевка на БАМ стала отправной точкой трудовой жизни.

Конечно, не только за туманом и за запахом тайги ехала туда молодежь. Многие ехали, чтобы найти свою судьбу, своё счастье, определиться с будущей профессией. Впечатлений, которые они получили за годы пребывания на БАМе,  хватит им на всю жизнь. Следует отметить, что жизнь и работа в тех суровых условиях воспитывала в молодых комсомольцах отнюдь не худшие человеческие качества. Многие строившие БАМ и сейчас не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах, вспоминая их как один из лучших периодов своей жизни.

Словосочетание БАМ в те далёкие годы вызывало трепет, могло сорвать с мест и в одночасье  увести в неизвестность людей разных профессий и без профессий вовсе. Это слово было как удар в колокол, как набат, зовущий на подвиг. Даже песня, звучавшая тогда из каждого дома и переулка, была своеобразным призывом: «Слышишь, время гудит — БАМ! На просторах крутых — БАМ! И большая тайга покоряется нам!».

В Ярцеве в те годы строился чугунолитейный завод, который также был объявлен ударной комсомольской стройкой и ярцевской молодёжи путёвок на строительство Байкало - Амурской магистрали не выдавали. Попасть на БАМ смогли лишь единицы,  среди счастливчиков оказался Николай Васильевич Старовойтов.

Его воспоминания о тех годах самые яркие и незабываемые.

Будучи секретарём комсомола строящегося чугунолитейного завода о БАМе, он услышал в Москве в один из своих визитов по комсомольским делам. Домой он уже возвращался с мыслью об отъезде в далёкую точку, которой ещё не было на карте страны.

Хотелось проверить себя на прочность, начать новую жизнь. Манила романтика.

Преодолев все препятствия на пути, а это и отказ ему в выдаче комсомольской путёвки, без которой уехать было невозможно и вызов «на ковёр» к первому секретарю обкома И.Е.Клименко, у двери которого он просидел несколько часов, Николай Старовойтов всё же уехал на БАМ.

Вспоминая о том, что представляла собой романтика тех дней, Николай Васильевич рассказывал, как они жили в вагончике, но не таком, какие были на Пионерном, а в настоящем железнодорожном вагоне, где две нижние и две верхние полки. Натопить его было невозможно,  и волосы за ночь прилипали к мёрзлым стенам, но это было позже. А поначалу они прибыли туда с солдатскими палатками и вбили в землю кол с будущим названием станции, потому что они были первые на той стоянке, которая позже превратилась в обжитый край и куда они затем привезли свои семьи.

Мысли часто возвращают Николая Васильевича на БАМ, прокручивая всё произошедшее, как на киноленте. В прошлом году он вместе с друзьями- бамовцами взяв с собой видео камеру, отправился в дни своей молодости.  Уж очень хотелось увидеть Тынду и станции, которые вырастали на пути всей Байкало-Амурской магистрали.

Если проехать по БАМу от Тынды до старого Транссиба, с обеих сторон бесконечного дорожного полотна проплывут аккуратненькие вокзальные здания, за которыми находятся  поселки, отстроенные не только россиянами, но и молдаванами, украинцами, казахами, грузинами, армянами, литовцами...

Николай Васильевич ехал и с сожалением видел, что многого, что было построено уже нет. Остались лишь домики железнодорожных рабочих, обслуживающих пристанционные участки, посёлков нет даже рядом или виднеются их останки.

Сейчас некоторые поднимают вопрос о нецелесообразности строительства БАМа, но те, кто прошёл этот путь, кто испытал все «прелести» той жизни, но вспоминает их не с сожалением, а с гордостью, точно знает, что такая объединяющая сила, как комсомольская стройка, очень нужна молодёжи. Именно такие общие дела сплачивают людей, испытывают их на прочность, на умение дружить и делиться последним куском хлеба и глотком воды. А ведь были и такие времена, что на скибку хлеба только смотрели и оставляли её, чтобы съесть, когда будет совсем невмоготу. Продукты поставлялись регулярно на станцию, которая находилась в 120 километрах от строительства магистрали, а вот доставить её рабочим порой было невозможно, потому приходилось работать впроголодь.

Но зато Николай Васильевич вспоминает, как в те далёкие годы 26-летним парнем он получил чек на приобретение автомобиля, что было большим дефицитом, а также стоило огромных денег, а он мог их заработать за месяц.

- Счастливое было время, друзья, которых приобрёл на БАМе до сих пор остаются верными друзьями, даже не смотря на занимаемые ими должности, - говорит Николай Васильевич, знающий, что они всегда придут на помощь, если того потребует ситуация и это без вариантов и оговорок на занятость. А всё потому, что в их жизни был БАМ, который до сих пор является той объединяющей силой, которую ни с чем не сравнить и ничем не заменить.

 Многочисленные огоньки в поселках, великолепные города, которые увидел и отснял на камеру Николай Васильевич Старовойтов вдоль великой трассы, свидетельствуют о том, что БАМ живет и всё, что было ими сделано, было сделано не зря.

Сейчас объявлено строительство второй ветки БАМа, которую будут вести новые строительные бригады и условия у них уже будут иными, и история это  уже будет другая...

PS. Минтранс поддержал предложение ОАО «РЖД» выделить около 870 млрд. рублей на расширение Байкало-Амурской магистрали. По мнению заведующего лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессора, д. э. н. Юрия Щербанина, альтернативы развитию БАМа просто нет, и вопрос только в том, как лучше это сделать.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддержал внедрение 260 млрд. рублей в капитал РЖД на развитие Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Об этом он заявил на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока.
Эти средства, по словам Медведева, будут внесены в уставной капитал РЖД в 2013-2017 годах. Также премьер отметил, что необходимо не только увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба, но и построить автомобильные трассы между Хабаровском, Владивостоком и Находкой, а также поменять ситуацию в дальневосточных морских портах.

Так что, всё, что сделали комсомольцы 70-х,  было сделано не зря!

 

Пресс – служба районной Администрации

 

 

Назад

Основные разделы

© Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, 2012-2022 - официальный сайт

Яндекс.Метрика
8 (48143) 7-18-01, тел./факс: 8 (48143) 7-11-44
Электронная почта: yarcevoadmin@mail.ru

Почтовый адрес: 215800, Смоленская область, г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 9

Обратная связь

Информация об использовании интернет-сервиса "Спутник"

 

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!