- Главная
- Реализация национальных проектов
- Реализация регионального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в Ярцевском районе Смоленской области
Реализация регионального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в Ярцевском районе Смоленской области
Внедрение системы непрерывного профессионального развития педагогов является одним из ключевых направлений Национального проекта «Образование» и находит свое отражение в региональном проекте «Учитель будущего».
Данный проект рассматривает два основных направления повышения качества преподавательского состава: первое - это привлечение молодых профессионалов и их методическое сопровождение в профессиональной деятельности; второе - развитие профессиональных навыков опытных преподавателей через программы государственной поддержки и повышения квалификации.
Оказание методической помощи молодым педагогам, их в районе 25, что составляет 6,3% от общего количества педагогов, осуществляется,прежде всего, через наставничество. Кроме того для молодых педагогов организованы индивидуальные консультации, посещение и анализ уроков, обмен опытом, все они вовлечены в работу муниципальной «Школы молодого педагога», 3 молодых специалиста входят в региональную ассоциацию молодых педагогов. Таким образом, на практике осуществляется интеграция формального и неформального подходов к организации непрерывного образования молодых педагогов, обеспечена возможность для планомерного повышения квалификации молодых учителей. Результатами такой планомерно работы стали ежегодные победы Ярцевских молодых педагогов в региональном конкурсе «Педагогический дебют».
Ключевыми формами в организации работы по обеспечению непрерывного повышения профессионального роста педагогов являются:
- курсовая подготовка, которая планируется согласно утвержденной программе и в соответствии с картами профессионального роста;
- организация и проведение районных, окружных и школьных методических мероприятий;
- участие педагогов в семинарах – практикумах, педагогических научно-практических конференциях;
- диссеминация опыта через мастер-классы, открытые методические мероприятия, организацию и проведение тематических педсоветов, информационно-методических совещаний, фестивалей и др.;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Статистические данные профессионального роста педагогов подтверждают эффективность работы.
Так, в 2021-2022 годах доля управленческих команд ОО, повысивших квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования от общего числа управленческих команд образовательных организаций составила 100%.
Доля педагогических работников, включенных в профессиональные сообщества (в том числе сетевые) от общего числа педагогических работников составила 80,1%.
Количество профессиональных сообществ в районе – 22. В течение 2021-2022 годов 83% учителей района прошли обучение на различных курсах, что позволило повысить профессиональную компетентность, расширить общекультурный уровень и кругозор, усовершенствовать научно-исследовательские навыки.
Эффективной формой совершенствования профессионального мастерства и возможности транслирования педагогических идей являются публикации методических материалов на страницах личных сайтов учителей, сайтах образовательных организаций.
61% педагогов являются активными участниками методических мероприятий муниципального, регионального, всероссийского уровня: это вебинары, семинары, онлайн-конференции, мастер-классы, образовательные форумы.
Непрерывное повышение квалификации – это и конкурсная деятельность, которая обогащает профессиональный опыт педагогов, позволяет им увидеть новые горизонты своей деятельности.
Так, в 2021-2022 годах руководители и педагоги нашего района стали победителями и лауреатами региональных конкурсов «Директор года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Педагог-психолог», «Педагог-дефектолог» и др.
Под руководством методического кабинета ежегодно осуществляется административное и методическое сопровождение работы по повышению квалификации руководителей и педагогических работников, сетевое взаимодействие школ и детских садов в рамках 2-х образовательных округов. В 2022 году опытом работы по актуальным вопросам образования активно делились директора средних школ № 2 (о наставничестве), № 1 (по работе с детьми с особыми образовательными способностями), Засижьевской (по внеклассной деятельности), № 10 (по работе с одаренными детьми), № 4 (по обновленным ФГОСам).
На муниципальном уровне в 2022 году принимались меры, направленные на повышение качества управленческой деятельности руководителей школ и детских садов, эффективность управления изучалась через участие в мониторингах по линии Смоленского института развития образования. Итоги областной оценки качества управления показали, что в работе руководителей наших школ установлена положительная динамика, по шкале эффективности в Ярцевском районе нет директоров школ с пониженным, низким и уровнем, не соответствующим современным требованиям управления: высокий уровень имеют 67% руководителей имеют высокий уровень, 33% - соответствуют норме.
Согласно региональному проекту «Учитель будущего» в Комитете по образованию и молодежной политике два года назад был сформирован кадровый резерв руководителей, из числа наиболее активных, имеющих профессиональные достижения, педагогов, с участниками школы резерва регулярно проводятся плановые занятия и мероприятия, в 2021 году одна из слушателей школы резерва была назначена директором Суетовской основной школы.
В условиях новых государственно-общественных требований к образованию, задача эффективного управления профессиональным развитием педагога является ключевой. Поэтому задачи, стоящие перед образованием, Комитет по образованию и молодежной политике видит в системной работе по созданию условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и их карьерного роста, в реализации новых организационных механизмов, инструментов и оптимальных технологий подготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Огромную роль в достижении поставленных перед системой образования задач имеет, конечно, учитель, и не случайно, следующий 2023 год объявлен Президентом ГОДОМ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА.