О создании доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях Ярцевского района в 2021 году
Организация получения образования обучающимися с ОВЗ в Ярцевском районе
Приказ Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 22.09.2017 №231 "Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») административного сопровождения организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Ярцевского района на 2018-2021 годы"
Приказ Комитета по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 15.03.2015 №84 "Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») административного сопровождения организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Ярцевского района на 2015-2017 годы"
Смоленская область примет участие в масштабном форуме по развитию доступной среды и туризма
17 декабря состоится всероссийский онлайн-форум «Доступная среда и туризм». Форум станет уникальной дискуссионной площадкой, где представители государства, общественных организаций, волонтерского движения и социального предпринимательства обсудят самые актуальные вопросы инклюзивной сферы. Кроме того, участники узнают о самых интересных маршрутах доступного туризма, а также познакомятся с опытом реализации интерактивных проектов доступной инфраструктуры. В форуме также примет участие Смоленская область.
Главным событием форума станет презентация всероссийской интерактивной платформы доступного туризма, которую разработали Корпорация «Синергия» совместно с общественным деятелем, членом Общественной Палаты России Сергеем Бурлаковым, при поддержке Ростуризма. На этой платформе разместят информацию о всех объектах доступной инфраструктуры, как в сфере туризма, так и городской среды.
Информация о работе по организации инклюзивного образования и обучении детей с особыми образовательными потребностями на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
В муниципальной системе образования решается задача создания условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:
- 7 детей-инвалидов посещают детские дошкольные образовательные учреждения, где они успешно осваивают программу дошкольного образования, общаются со сверстниками и находятся под особым вниманием воспитателей и медицинских работников (их родители освобождены от оплаты услуг по содержанию детей в данных образовательных учреждениях);
- в общеобразовательных организациях обучается 61 ребенок-инвалид, в том числе для 33-х из них организовано обучение по основным общеобразовательным программам на дому (16 детей-инвалидов дополнительно обучаются дистанционно в Центре дистанционного образования на базе областного государственного образовательного учреждения «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»), для 50 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но не являющихся инвалидами, также организовано обучение на дому.
Продолжается работа по формированию сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием, что позволит увеличить количество детей-инвалидов обучающихся непосредственно в образовательной организации вместе с детьми, не имеющими отклонений в состоянии здоровья. С 2013 года условия для инклюзивного образования детей-инвалидов созданы в средней школе № 1, с 2014 года - в средних школах № 4, 8, 10, в 2015 году - в средних школах № 2 и 7.
Средняя школа № 1 является муниципальной инновационной площадкой «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ».
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», мероприятиями Муниципальной программы «Доступная среда в Ярцевском районе Смоленской области» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области от 12.08.2015 № 1196 и в целях административного сопровождения организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Ярцевского района на 2015-2017 годы приказом Комитета по образованию и молодежной политике от 15.03.2015 № 84 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») административного сопровождения организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Ярцевского района на 2015-2017 годы.
Зам. председателя Комитета Лонгинова М.П.
ПРОГРАММА
секционного заседания руководителей общеобразовательных организаций Ярцевского района
20 августа 2015г.
Место проведения: МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» Ярцевского района Смоленской области
Время проведения: 10.00. – 13.30.
Программа работы секции:
1. Работа секции по теме:
«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию»
Время
|
Тематика выступлений
|
Выступающие
|
11.00-11.10
|
О создании доступной среды на территории муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
|
Лонгинова М.П., зам. председателя Комитета по образованию и молодежной политике
|
11.10-
11.20
|
Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие успешного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Якуничева Е.А., зам. директора МБОУ средней школы № 1
|
11.20-11.30
|
Из опыта реализации программы сенсорного развития обучающихся «Я сам»
|
Сончик А.В. педагог-дефектолог МБОУ средней школы № 1
|
11.30-11.40
|
Из опыта организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса
|
Сивцова М.А. учитель начальных классов МБОУ средней школы № 1
|
11.40-11.50
|
Формирование готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях интегративного и инклюзивного образования
|
Ковалева Н.А., директор МБОУ Ярцевская средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
|
11.50-12.00
|
О разработке адаптированной образовательной программы с учетом особенностей уровня знаний, возможностей и способностей ребенка
|
Новикова Т.М., директор МБОУ Ярцевская средняя школа № 10
|
12.00-12.15
|
Обсуждение вопроса участниками секции
|
|
12.15-12.20
|
Проект решения секции
|
Лонгинова М.П.
|
Рекомендации по итогам обсуждения вопроса
«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию»
В рамках Форума управленческих практик на секции руководителей школ были обсуждены вопросы создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию.
Участники заседания отмечают, что признание прав ребенка на качественное образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
Система мероприятий школы по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство предполагает следующие шаги:
1. Принятие решения о включении или интеграции конкретного ребенка, условий и форм интеграции родителями или лицами, их заменяющими с учетом рекомендаций ОПМПК.
2. Разработку и утверждение локальных актов образовательной организации, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ, в том числе:
- Положение о реализации инклюзивной практики в образовательной организации (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.),
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в образовательной деятельности (в том числе через договор о сетевом взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения и др.),
- Договор с родителями детей с ОВЗ,
- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося,
- Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы,
3. Разработку адаптированной образовательной программы, в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка.
4. Организацию и реализацию образовательного процесса в режиме инклюзивного или интегрированного обучения.
5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ.
6. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками образовательных отношений.
7. Предоставление информации семье о перспективах дальнейшего развития обучающегося с ОВЗ.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
Рекомендовать руководителям МБОУ средних и основных школ:
1. Принять к исполнению данные рекомендации.
2. Разработать и утвердить рекомендуемые локальные акты образовательной организации, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ.
3. Разработать и утвердить адаптированную образовательную программу, в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей на каждого ребенка с ОВЗ.